Маленькая загадка и петербургские трубочисты

Маленькая загадка и петербургские трубочисты
Петербургские трубочисты — это люди загадочной профессии. Недавно появилась тенденция ставить профессиональные памятники, она не обошла стороной и Санкт-Петербург. Одной из первых подобных городских скульптур, ведь памятниками они именуются постольку-поскольку, стал так называемый памятник трубочисту. На данный момент услуги этих специалистов особым спросом не пользуются, и всё же, до некоторого времени они играли довольно важную роль в жизни города. Ещё в середине XX века основная часть домов в Ленинграде отапливалась исключительно с помощью печей, каминов и т. п.

Маленькая загадка и петербургские трубочистыТрубочисты занимались промышленным альпинизмом задолго до появления соответствующей дисциплины. Они трудились ближе всех к небу и имели возможность наблюдать город с таких ракурсов, которые стали доступны простым смертным только после распространения экскурсий по крышам.

Как таковых тайн, касательно профессии петербургских трубочистов, не так много. Зато имеют место занятные, хоть и малоизвестные, факты. Тайны, конечно, были, но кто же их нам теперь раскроет? Много чего могли услышать, и, наверное, рассказывали, труженики крыш Адмиралтейства, Петропавловской крепости и других зданий попроще. А мы сейчас можем только вспомнить старую загадку: «Идёт свинья из Гатчины – вся испачкана». Так что же это всё-таки за свинья?

Загадочные петербургские трубочисты

Должность чистильщика печей появилась в России в 1721 году, и каждый из таких чистильщиков был приписан к полицейскому участку, фактически являясь сотрудником полиции. За состоянием печных труб Зимнего дворца, например, следила команда из 22 трубочистов, входившая в специализированную «мастеровую роту». Также в неё входила команда из 17 печников. Обычные городские районы обслуживались или местными трубочистами, или, если, что называется, «рук не хватало», с привлечением субподрядчиков, например, из той же Гатчины.

Петровская молодая столица изначально была многонациональна, и, как это зачастую бывает, различными отраслями занимались различные этнические слои, диаспоры. Итальянцы проектировали, немцы строили, голландцы строили, но уже больше корабли, а не дома, а финны чистили трубы. Причём в самом Петербурге это были, преимущественно, не коренные финны, так называемые чухонцы, а именно приезжие. Порядка 60% всех трубочистов Петербурга были именно финны. Существуют версии, что финнов звали в трубочисты по причине их врождённой честности, или любви к порядку, или даже по причине того, что они меньше других боялись высоты. Насчёт последней утверждать не могу, но первые две причины имеют полное право на существование. Тем не менее, их всё равно недостаточно для обоснования.

Таким образом, эта хоть и не большая тайна, а маленькая загадка, так и останется неразгаданной.

Автор статьи: Пётр Метров