Театральная школа — Детская Академия Театра и Кино – фантазия и реальность

Театральная школа - Детская Академия Театра и Кино – фантазия и реальность
Театральная школа — Детская Академия Театра и КиноДАТиК — современный показательный коллектив юных артистов и их наставников. Многолетний опыт работы с детским творчеством свидетельствует о том, что ребенок при умелом руководстве учителя способен создавать полноценные художественные произведения, убедительно интерпретировать шедевры «взрослого» искусства.

Детская Академия Театра и Кино – фантазия и реальностьДети-певцы, виртуозы-инструменталисты, поэты и актеры – уже давно доказали свою состоятельность и прямое отношению к понятию «искусный». В связи с этим хочется еще раз поднять вопрос о роли детского художественного творчества в воспитании и обучении современных детей.

Театральная школа и сам театр – поистине волшебный механизм, способный втянуть в себя целые поколения – как это было, положим, во времена ТЮЗов. Потенции этого древнейшего синтетического искусства колоссальны. Возможно, что описываемая модель годится только для школы, где нет общеобразовательных предметов, а наличествует лишь цикл эстетических предметов. Но при соответствующем подходе в ней найдется место для физиков, математиков, историков, филологов.

Кто-то возразит, что роль театральных школ играют на сегодняшний день многочисленные ДШИ и школы искусств. Но они, к сожалению, не воплощают основную идею синкретизма всех искусств, объединения всего учебного, воспитательного и творческого процессов под сенью единого режиссерского замысла.

Театральная школа — ДАТиК – фантазия и реальность

Представим себе, что мы создаем учебное заведение, которое будет регулярно ставить детские спектакли. В связи с этой сверхзадачей мы попробуем идти от наших творческих потребностей. Первым делом нам нужен сценарий. Можно взять уже готовый, написанный профессиональным сценаристом, а можно написать его и своими силами. В последнем случае мы максимально используем наши возможности – это, в первую очередь, количество и возраст детей, их способности. Более того, нашу инсценировку или авторский сценарий может делать не учитель словесности, а литературный цех, в котором дети, обладающие писательским даром, будут создавать тексты пьес или адаптировать существующие пьесы для постановок данного коллектива. Также они сочинят тексты для песен, которые будут исполняться в спектаклях. Они же напишут программки, слоганы для рекламы, анонсы и критические статьи.

Юные художники

Следующий шаг – художественное оформление спектакля. Допустим, одна творческая группа детей под руководством взрослого мастера создает его сценографию, рисует декорации, костюмы – сначала в виде макета и эскизов. Другие группы реализуют все это в виде готовых конструкций, костюмов, сценической бутафории. То есть к нашему коллективу подключается еще и пошивочный цех, столярная и слесарная мастерские, разнообразные художественные ремесла, традиционные промыслы, рукоделие.

Но вернемся к нашему художественному цеху. Таланты художников будут востребованы и в процессе создания программок, газет, о которых мы уже говорили, афиш. Также существуют художники по свету. На сегодняшний день это сложное и достаточно самостоятельное искусство, о котором отдельно можно много и восторженно говорить. В рамках нашей статьи мы просто не охватим всего многообразия и потенциальных возможностей, которые таят волшебные руки и кисти художников, оформителей, осветителей. Ограничимся пока констатацией необходимости такого сложносоставного цеха в общем механизме нашей театральной фабрики.

Юные музыканты

Далее мы нуждаемся в музыкальном оформлении. Ведь кто-то должен сочинить музыку к спектаклю. Почему бы не заняться этим юным композиторам под руководством учителя-профессионала? Существуют классы композиции при музыкальных школах, то есть детям это по силам. Следующий шаг – аранжировка и исполнение сочиненного материала в студии с последующим воспроизведением его с носителя звукозаписи. Главное в этом то, что мы не преувеличиваем детские возможности. Всем известно, что существуют очень сильные детские музыкальные коллективы, работающие, по сути, на профессиональном уровне.

Ясно, что нам потребуется также звукорежиссерский цех, потому что правильно выставить микрофоны, выстроить звук, записать и свести фонограмму, чисто провести спектакль – большое искусство. Далее, какой спектакль без хореографии? Танцевальные сцены – изюминка постановки. Кроме того, двигаться должен уметь всякий, кто отважился выйти на сцену. Необходима танцевальная группа, которая будет специализироваться в своем жанре.

Юные актеры

Также существует интереснейший жанр пластического театра, построенного на движении и музыке, поэтических интермедиях и световых эффектах. Почему бы не пофантазировать дальше, представив существование детского бюро организации зрителя, которое будет заниматься реализацией творческой продукции. Также неплохо было бы финансовые банковские операции доверять детям. Хороший стимул изучать математику.

Для постановок пьес на иностранных языках придется их – языки – учить, особенно если это действительно закончится реальной поездкой за рубеж.

Описываемая утопия не так уж и фантастична. Работа хорошего дворца школьников приближается к этой модели, уступая ей, конечно, в масштабе и степени «сыгранности». Не так просто – все время быть на острие творчества! Многое зависит от целей и задач руководства. Руководитель бюджетного детского учреждения хочет спокойной жизни и маленькой, но стабильной зарплаты для своего коллектива. Не потянет его и честолюбец, пытающийся доказать, что «моя школа – супер», потому что здесь необходима определенная широта представлений, умение увязывать деятельность конкурирующих групп, построение целей и задач, выходящих за рамки собственного самоутверждения. Вообще управление таким коллективом вряд ли возможно узко административными методами. Команда – вот мозг такого коллектива. И, конечно, личность главного режиссера. Он – первый среди прочих равных членов руководства. Он – творец и вдохновитель, выдумщик и тиран, идеолог и просветитель. Что мы и видим часто в хороших взрослых театрах.

Заключение

Подводя итоги нашему фантазированию, хочется сказать: театральная школа – поистине волшебный механизм, способный, подобно водовороту, втянуть в себя целые поколения – как это было во времена ТЮЗов.

И надо сказать, что подобная модель уже создана в Санкт-Петербурге. Группа педагогов-единомышленников уже пять лет развивает проект под названием Детская Академия Театра и Кино. Этими людьми движет вера в состоятельность детского художественного творчества, убежденность в его невторичности по отношению к искусству взрослому, они убеждены в том, что детская культура – это важнейшая часть общечеловеческой культуры. Мы рады, что здесь происходит слияние искусства, воспитания и образования, притом не только самих детей, но и взрослых, в первую очередь, их родителей. И театральная школа играет здесь не последнюю роль.

Автор статьи: Ника Васильева