Конструктивизм — направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании… Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.
Из «Большой советской энциклопедии»
Конструктивизм у истоков новой советской моды
В 20-е годы в России классовая борьба завершилась окончательной победой рабочих над буржуазией. Строители нового общества взяли курс на искоренение символов мещанства, одним из которых, безусловно, была их манера одеваться. В немилость впали шляпы, галстуки, блестящие запонки, бусы, браслеты, дорогие лоснящиеся ткани — всё то, что прочно ассоциировалось с буржуазным классом и не соответствовало облику добросовестного рабочего. Вдохновленная молодёжь зарождающейся страны Советов ковала собственную моду — моду, в которой не осталось места haute couture, сезонным трендам и приковывающим взгляды силуэтам. Даже само слово «мода» здесь может показаться неуместным. Однако — лишь на первый взгляд. Если понимать под «модой» совокупность эстетических требований к внешним формам быта, одежде и другим элементам предметной среды, окружающей человека, становится очевидно, что мода в 20-е годы прошлого века всё-таки была и занимала далеко не последнее место. Просто своим девизом она избрала конструктивизм, простоту и функциональность в обмен на показную оригинальность и индивидуализм, с которыми мы обычно связываем это понятие.
Александр Родченко в мастерской в производственном костюме
на фоне пространственных конструкций, 1924
С 1917 по 1922 год одежда в народе в большинстве своем донашивалась, приспосабливалась или перешивалась из подручных материалов (штор, скатертей, простыней). Аскетичность пролетарского костюма в первую постреволюционную декаду была обусловлена не только мировоззрением, отрицающим все, что было связано со «старым миром», но и тяжелыми экономическими условиями, разрухой и последовавшей за революцией гражданской войной.
Одним из первых массовых костюмов стала красноармейская форма. В 1918 году нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие. За основу для формы был взят русский исторический костюм. Так появились в том числе знаменитые «будённовки» — суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы.
Конструктивизм в массовой моде победившего пролетариата
В 1918 году был создан «Отдел готового платья и белья», на который возлагалась задача восстановления производства, национализации предприятий текстильной промышленности и распределения готового белья и платья в государственных масштабах. В первые годы советской власти был создан Комитет швейной промышленности — «Центрошвей», а в апреле 1920 года после слияния с центральным отделом военных заготовок он был переименован в Главный комитет швейной промышленности («Главодежда»).
Логотип Ателье мод
На повестке дня вопрос о «массовой моде победившего пролетариата». В 1920-е годы, в эпоху новой экономической политики (НЭП), восстанавливаются прерванные связи с зарубежной модой, появляются иностранные журналы и начинают издаваться отечественные. Введение новой экономической политики привело к появлению новой имущественной социальной прослойки — нэпманов, ставших основными потребителями моды, недоступной для основной массы населения.
В 1923 году открывается первое в России художественное «Ателье мод» — теоретический и идеологический центр искусства моделирования бытового костюма. Задачи у коллектива глобальные: выработать и внедрить в массовое производство костюм, а также привнести советскую идеологию в искусство создания одежды. Стоящие у идеологических истоков «Ателье мод» художники-конструктивисты Варвара Степанова, Александра Экстер, Александр Родченко, Любовь Попова пропагандируют функционализм и простоту.
«Современной моде, меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую в своей простоте. Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм как прямоугольник, квадрат, треугольник; ритм цвета, вложенный в них, вполне разнообразит содержание формы», — писала Александра Экстер в своей статье «Простота и практичность в одежде».
Конструктивизм и супрематизм — новые орнаменты на тканях
Используя достижения супрематизма и конструктивизма, Попова и Степанова создали новое направление в орнаментации тканей, варьируя только геометрические формы и три-четыре цвета. На протяжении 1924 года они активно занимались проектированием моделей спортивной и повседневной одежды, разрабатывали рисунки тканей для Первой ситценабивной фабрики в Москве. Из более чем 150 разработанных ими орнаментов 20 были напечатаны на ситце.
Ситцевый принт
В 1919 году на заседании Комиссариата здравоохранения, посвященном вопросу «о создании нового рабочего костюма», отмечалась «недостаточная рациональность» рабочей одежды, говорилось, что новый костюм «должен быть не только удобен и изящен, но он должен находиться в полной зависимости от современных экономических условий и соответствовать гигиеническим требованиям». Именно в эти годы появилось понятие «производственной одежды» или, сокращенно, «прозодежды» как утилитарного, удобного, приспособленного к профессии человека инструмента. Так, главной функцией костюма машиниста является предохранение рабочего от возможности быть задетым машиной. Особенностью костюма инженера, например, стало наличие большого количества карманов. В зависимости от особенностей приборов, которыми он пользуется в работе (текстильщик ли он, авиаконструктор или строитель), изменялся размер, форма и характер распределения карманов на одежде. Таким образом, костюм не только приобретал защитные функции, но и становился профессиональным инструментом в работе.
Конструктивизм и социальный реализм в одежде
Свертывание НЭПа в конце 1920-х годов сопровождается возрождением социального реализма, пропагандой коммунального быта, искоренением «индивидуализма» и критикой авангарда. Всё это приводит к закрытию частных магазинчиков, парикмахерских, модных журналов и ателье. В 1928 году нарком просвещения А. В. Луначарский осудил бытовавшее тогда представление о модном костюме как о буржуазном пережитке. Он сказал: «У нас боятся, что одежда может приобрести нарядный или кокетливый вид и считают это большим преступлением. Это, говорят, дело мещанское или, ещё того хуже, буржуазное… Люди пожилые и старые будут одеваться скромно, но удобно и чисто, а людям молодым сама природа их велит немножко играть с костюмами, стараться подчеркнуть свою миловидность, силу, грацию…»
В общем и целом, свои первые шаги советский костюм делал в крайне противоречивых условиях. Тогда понятие «мода» стало означать мещанский предрассудок, воплощающий нечто крайне реакционное, противоречащее духу коммунистического быта. Над построением нового бытового костюма работали самые передовые художники своего времени — представители конструктивизма. Они избрали в качестве творческого кредо «удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции». Идеологически обоснованный аскетизм в одежде стал источником вдохновения для целой плеяды художников, однако идеологическими рамками творческую фантазию сдержать очень трудно. На исходе десятилетия один из главных идеологов «прозодежды», Варвара Степанова, была вынуждена признать: «Ошибочно думать, что мода является лишь ненужным придатком спекулятивного характера».
Профессиональные ремесленники вместо Ателье мод
Деятельность «Ателье мод» было локальным явлением, почти не оказавшим влияние на мировую моду. Со свёртыванием НЭПа «Ателье» скоро прекратило существование. Оно не справилось с основной задачей: созданием подлинно демократичной одежды (индивидуально пошитая, спроектированная художниками, она стоила слишком дорого, чтобы быть доступной массовому потребителю). Место художников заняли профессиональные ремесленники.
Но многие дизайнерские решения того времени предвосхитили модные тенденции ХХ века и продолжают оставаться актуальными до наших дней. Например, комбинезоны с большими накладными карманами и застежками-молниями. Сегодня, почти сто лет спустя, простая и функциональная одежда является самой продаваемой в мире. (Я осматриваю свой гардероб: черные джинсы, однотонные футболки; акцент смещён на яркую обувь и аксессуары). Современные требования к одежде удивительным образом перекликаются с тенденциями 20-х годов прошлого века. Это удобный стильный крой, натуральные материалы, нейтральные, не кричащие цвета, поэтому деятельность «Ателье мод» продолжает быть интересной и достойной изучения.
Автор статьи: Евгений Мякотин