Что можно сказать о ярмарке? И кто не хотел бы оказаться на ярмарке? Оставить по дороге себя и свои мысли и раствориться в чём-то громадном: стать одним из ярмарочных типов, неизменных во все времена.
Вот торговец: находчивый и резкий на язык, он берёт на слабо покупателя и продаёт ему большую партию товара и скоро уже раскрашивает товар перед следующим покупателем.
Или другой торговец: ленивый и важный, поглядывающий на предыдущего торговца с презрением — его товар настолько хорош, что не нуждается в рекламе.
Шум, толкотня, крики. Люди бредут или суетятся.
— Эй, что это за оборванец? Разве у такого вообще есть деньги? Гляди, сейчас стащит тарелку, куда полез, эй-эй!
А вот на ярмарку прибыл коллекционер. Его можно определить по костюму и лихо закрученным усам. Свою жену он, вероятно, тоже приобрёл для коллекции — чтобы лучше смотрелась со столовым серебром. С видом знатока он рассматривает тарелки.
Или девушка с мечтательным взглядом.
— Девушка, что ищете?
— Что-нибудь интересное…
— У нас всё интересное.
А эти? Скупают всё, что со скидками. Или душераздирающая сцена:
— Мама, мама, купи мне тарелку!
— Зачем тебе тарелка?
— Ну она красивая!
— Не нужна тебе тарелка!
— Ну, пожалуйста!
И кто, я спрашиваю, не хотел бы оказаться на ярмарке?
— Что это, это же Лу Рид, да ещё этот альбом!
— Берите-берите!
— Взял бы, да нет граммофона, но так красиво — что повесить бы нас стену, жаль, нет денег, но всё равно приятно.
О ярмарке тогда и сейчас
Ярмарки сопровождали человека на протяжении всей истории. Стоило им растянуться по времени, как они обросли и хлебом, и зрелищами. Но в новое время роль ярмарок снижается: торговцам и ремесленникам-кустарям нелегко конкурировать с фабричным, особенно с безликим китайским, производством, с широкой сетью распространения.
И ярмарки перестали собираться в таких масштабах, как сотни лет назад. На место индивидуальной, чуть-чуть отличающийся у каждого продавца, пришла штампованная продукция, обезличенная. Не всем это нравилось. Находились люди, которые ходили на барахолки и покупали вещи с историей: взамен лица производителя она получали лицо предыдущего хозяина вещи.
Но ситуация изменилась с появлением интернета. Тогда мастера и маленькие фирмы получили возможность заявить о себе, найти аудиторию, стать конкурентоспособными и не бояться, что большие фирмы раздавят их.
Но какой же торговец не мечтает о собственном магазине? Как бы много не зарабатывали продавцы hand-made через интернет, в каждом из них живет, как тоска по безвозвратно ушедшему раю, мечта о ярмарке, где гуляют люди, везде шум, толкотня, торговец выкрикивает свою цену…
Действительно, рынок — это не просто рынок. Это место проведения досуга, как кино или бар.
У современного человека слишком мало мест, где он мог бы провести досуг. И слишком мало времени. Современный человек не лентяй. Он не может просто праздно шататься по улицам. Вовлеченный в гонку по увеличению объема и эффективности своей деятельности, он вынужден жертвовать свободным временем. И это значит, что для любого похода нужна рациональная причина.
Подумаем о ярмарке! Она имеет эту причину. Покупатель идет туда за покупками. К тому же у него есть возможность поддержать плюрализм, поспособствовать увеличению многообразия продукции, помочь мастерам.
И я верю, что ярмарки не перестанут собираться и радовать своих гостей.
Автор статьи: Евгений Мякотин