Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Считается, что эта семейная пара — родоначальники поэзии символистов Серебряного века и обойти вниманием их никак не представляется возможным.

Среди многообразных литературных течений того времени — символисты, акмеисты, футуристы и прочие, именно символисты выделялись наиболее крупной и сплоченной группой.

Гиппиус и Мережковский_2Символизм характеризуется  недоверием к обыденному слову и стремлением выражаться посредством аллегорий и символов. Вспомним известные слова Ф. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь».

И, одновременно, тайная цель символа, это соединение двух начал – веры и разума.

Как было указано в Предисловии, развитие науки привело к ослаблению веры, ибо трудно было уже убедить человека поверить, что Бог живет на небесах в свете быстро развивающейся аэродинамики или, например, в то, что Бог создал человека, тогда как было доказано и восторженно принято обществом, что человек произошел от обезьяны.

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Начало

И вот в 1888 году вышла в свет первая книга Мережковского, которая так и называлась «Символы», где он и попытался разрешить это вечное противоречие между Верой и Разумом.

Гипппиус_рисунокЭто было в год знакомства его с Зинаидой Николаевной Гиппиус.

По словам известного литературного критика Г. В. Адамовича, Гиппиус, будучи прекрасной и широко известной  поэтессой  своего времени, при этом была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей».

Следует сказать, что именно Зинаида Николаевна и была основной «вдохновительницей», а, проще говоря, Музой для своего супруга Дмитрия Сергеевича Мережковского.

Вот яркий пример стихов этого поэта-символиста, написанных в молодом возрасте:

В сияньи бледных звезд

Мережковский Д.С.В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах —
Неумолимое, холодное бесстрастье;
Последний луч зари чуть брезжит в облаках,
Как память о минувшем счастьи.

Безмолвным сумраком полна душа моя:
Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой, —
Всё замерло в груди… лишь чувство бытия
Томит безжизненною скукой.

Сентябрь 1887

Ну разве можно остаться к ним равнодушным?

А вот и её собственные стихи. Пусть Вас  не смущает, что они написаны от лица мужчины…

Изучая творчество Зинаиды Гиппиус, узнаешь, что рядиться под мужчину – эта такая легкая причуда данной незаурядной женщины. И вся жизнь её и была соткана из этих причуд – безобидных, а порой очень даже обидных… Она обожала подписываться мужскими именами и фамилиями, а также носить мужскую одежду, что делало её только милей, загадочнее и краше.

Но, не только.

Тогда было принято дразнить публику различными выкрутасами, привлекая к себе внимание, «кто во что горазд».

Вечер

Гиппиус З.Н.Июльская гроза, шумя, прошла.
И тучи уплывают полосою.
Лазурь неясная опять светла…
Мы лесом едем, влажною тропою.

Спускается на землю бледный мрак.
Сквозь дым небесный виден месяц юный,
И конь всё больше замедляет шаг,
И вожжи тонкие дрожат, как струны.

Порою, туч затихнувшую тьму
Вдруг молния безгромная разрежет.
Легко и вольно сердцу моему,
И ветер, пролетая, листья нежит.

Колёса не стучат по колеям.
Отяжелев, поникли долу ветки…
А с тихих нив и с поля, к небесам,
Туманный пар плывёт, живой и редкий…

Как никогда, я чувствую — я твой,
О, милая и строгая природа!
Живу в тебе, потом умру с тобой…
В душе моей покорность — и свобода.

1897

Ну не чудо ли?…

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский
Можно бесконечно говорить об особенностях и странностях этой пары.

У них был выдвинут постулат о том, что хоть в реальном, материальном, мире Дмитрий Сергеевич и мужчина, но в метафизическом мире, мужчиной является Зинаида Николаевна, поскольку она оплодотворяет интеллектуальную почву Дмитрия Сергеевича, и таким образом, способствует рождению шедевров мысли, которая и проявляется через его творчество во всех областях деятельности.

А деятельность Дмитрия Мережковского, надо заметить, была весьма разносторонней.

Если кто думает, что они только поэты, то это будет всего лишь грань, одна только грань их многогранного творчества. Например, Дмитрий Сергеевич – прекрасный историк, публицист и литературный критик. А Зинаида Николаевна – блестящий организатор, или как сказали бы в наше время – координатор.

Вдобавок, каждый из этой прекрасной пары ставил пьесы и обучал писать стихи молодых поэтов и поэтесс…

А какой Мережковский изумительный оратор!

На его выступлениях было столько народу, что часто слушатели били стекла снаружи, чтобы услышать его речь. Таким обилием преданных поклонников могли похвастаться только некоторые великие диктаторы 20-го века.

А Мережковский-писатель!

Он написал более 60 томов своих работ. Напомню, что у В.И. Ленина их было 50.

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский
Религиозно-философское общество.

Если же продолжить вышеизложенную мысль об оплодотворении ярких и востребованных обществом мыслей Дмитрия Сергеевича, то можно вспомнить, как появилось знаменитое Религиозно-философское общество.

Именно решительная Зинаида Гиппиус однажды заявила, что пора прекращать бесконечные разговоры о преодолении кризиса Веры, а следует объединить лучших представителей от общества и лучших представителей от духовенства, для того, чтобы приступить к преодолению всех существующих духовных противоречий.

ТроебратствоИ вот, параллельно с выступлениями перед публикой, написанием стихов, прозы и ночными посиделками с «интересными людьми», которые обожала Зинаида Николаевна, началась организационная подготовка по созданию Религиозно-философского общества.

Но, 29 марта, в страстную пятницу,  1901 года эта семейная пара вместе со своим другом и единомышленником Дмитрием Философовым  образовали так называемое Троебратство и объявили о создании, ни много ни мало, новой религии. Это была религия Третьего Завета, Завета Святого Духа, где в основе поклонения, должна была быть женщина.

Якобы, первые два Завета уже устарели, и человечество нуждалась в приходе Святого Духа, который на Земле олицетворяла именно женщина.

Судьба Троебратства

Несмотря на абсурдность и скандальность религии Третьего Завета,  29 ноября того же года Дмитрий Сергеевич получил разрешение у Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева К.П. на организацию Религиозно-философского общества, куда приглашались представители духовенства для совместного поиска выхода из острого духовного кризиса России, существовавшего на тот момент.

мурузи_2Интересно, что это общество успело провести 22 (двадцать два) заседания по месту проживания нашей пары в знаменитом доме Мурузи на Литейном проспекте, пока тем же Победоносцевым К.П. оно не было закрыто – православные батюшки не выдержали сложного характера Зинаиды Николаевны.

Интересная параллель: в то время,  как В.И. Ленин создавал свою партию, объединяющую интеллигенцию с рабочим классом, чтобы построить на земле коммунистический рай, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский создавали свою партию, объединяющую интеллигенцию и духовенство, которая ни много, ни мало, планировала построить на земле собственный рай на основе Третьего Завета. Однако, что-то у них пошло не так.

Ну, и, конечно же, места в Советской России этой Великой паре по понятным причинам не нашлось. Умирали оба, как и принято было в те времена, на чужбине – в Париже.

Финал

Дмитрий Сергеевич ушел из жизни 07 декабря 1941 года, когда Советская армия уже громила гитлеровские полчища под Москвой.

Зинаида Николаевна скончалась 09 сентября 1945 года уже после окончания Второй мировой войны, так и не успев дописать книгу о своем муже, с которым она прожила 52 года, так и  не разлучившись ни на один день.

Жаль, что неблагодарное человечество имеет столь короткую память и не всем достойным удается попасть в историю или хотя бы в книгу из серии «Жизнь замечательных людей».

Особенно там мало представителей русской культуры Серебряного века — личностей интересных, ярких и неповторимых.

Автор статьи: Сергей Петров