Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942)

Бальмонт – это поэт. (с) Марина Цветаева

Константин Дмитриевич Бальмонт
За этой простой, фразой – фразой, казалось бы, ни о чём, поэтесса сделала объяснение, которое расставило всё на свои места.

Бальмонт и Серебряный век

Дело в том, что поэзия, как впрочем, и всё искусство Серебряного века, не только обнажило конкретную часть нашей жизни и открыло новые истины, но также и выдвинуло на сцену жизни великое множество гениальных личностей.

Марина Цветаева
Марина Цветаева

И каждая личность была весьма и многосторонне развитой. Достоинствами богемы того времени были высочайший уровень образования, знание множества языков, как живых, так и мертвых, способность к блестящим переводам первоисточников, глубочайшие познания в истории и географии – все то, чем, к сожалению, современный школьник и студент похвастается едва ли.

Но, при этом, в связи с мощным развитием точных наук, были очень популярны знания в математике, физике, химии. Ценилось умение составлять различные ребусы и задачи. Любители биологии хвастались друг перед другом наборами экзотических гербариев и коллекцией жуков и бабочек со всех уголков планеты.

Богеме интересно было всё. Страсть к знаниям была колоссальной. В это время организовывались разнообразнейшие кружки и часто далеко не революционные и не террористические, хотя, и таких было полным-полно, поскольку рабский труд рабочих по шестнадцать часов и крестьяне, вымирающие целыми деревнями в неурожайные годы, были для таких кружков весьма благодатной почвой.

Метания пытливого разума юноши или девушки между творческими и революционными кружками было тогда в порядке вещей.

Так вот Константин Бальмонт был именно такой разносторонне развитой и ищущей себя личностью.

Поэт и революция

Полиглот (знал пятнадцать языков, знал блестяще), поэт, писатель, переводчик, путешественник (совершил несколько кругосветных путешествий), прекрасный лектор – обладая харизмой оратора, читал лекции по всему миру, а во время революции 1905 года своими речами вдохновлял восставших на подвиги и строил вместе с ними баррикады.

И этот удивительный человек даже не получил высшего образования, потому, что в 1887 году был отчислен из московского университета за участие в студенческих волнениях. Заметим, что в этот же год и по этой же причине, только из казанского университета, был отчислен В.И. Ульянов (Ленин).

В дальнейшем, страсть к живому слову вытеснила из сердца Константина Бальмонта страсть революционную, хотя он и считал себя всю жизнь революционером.

И, Марина Цветаева, давая определение этой яркой личности, звезде своего времени, попала в десятку. Он был, есть и будет, прежде всего, Поэт. Почему? Да потому, что ни одно из его вышеперечисленных достоинств не затмит его поэтического вклада в общемировую цивилизацию.

Достаточно сказать, что на рубеже веков Бальмонта знали и цитировали не только на различных встречах и вечерах высшего общества двух столиц Российской империи. В самой далекой окраине, в деревнях и селах, в усадьбах и казармах, в ресторанах и трактирах необъятной страны звучали его стихи, поскольку провести любой вечер, любую встречу без стихов Константина Бальмонта считалось просто неприлично. Даже, признаваться в любви, было принято стихами или фразами из Бальмонта.

Вот начальные строки трех его лирических стихотворений. Правда, они и сейчас ласкают слух?

Беладонна

Счастье души утомленной
— Только в одном:
Быть как цветок полусонный
В блеске и шуме дневном,
Внутренним светом светиться,
Все позабыть и забыться,
Тихо, но жадно упиться
Тающим сном.

Беатриче

Сонет

Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный разговор,
Молчала только ты, и речи огневые,
Безмолвные слова мне посылал твой взор.

Весна — весна

«Мой милый! — ты сказала мне.
Зачем в душевной глубине
Ты будишь бурные желанья?
Всё, что в тебе, влечет меня.
И вот в душе моей, звеня,
Растет, растет очарованье!»

Отчаянная молодость

А начиналось всё не так бравурно и ярко. Когда десятилетний Костя прочитал маме, Вере Николаевне, свое первое стихотворение, то в ответ он получил такую порцию ядовитой критики, что на несколько лет желание что-либо писать у него отбилось напрочь.

Видимо и вправду поэт – натура ранимая. Однако, попытки писать стихи все же были возобновлены, и в 1885 году в столичном журнале «Живописное обозрение» были напечатаны его первые детища.

Лариса Гарелина
Лариса Гарелина

Но, когда в 1890 году двадцатитрехлетний Бальмонт выпустил свой первый сборник, то не нашел в обществе никакого отклика, никакого интереса. Раздосадованный Костя скупил весь тираж и в сердцах сжёг его.

Вот так закипали первые страсти. Дальше – больше. Чувствительный молодой человек женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, красивой девушке из семьи иваново-вознесенского фабриканта.

Женился, да неудачно. Мало того, что его первая жена была старше и категорически не понравилась матери поэта, она еще и ревновала его, как сказали бы позже, «к каждому столбу», занимаясь вдобавок рукоприкладством.

И когда ко всем злоключениям добавилось полное отсутствие средств к существованию, Константин Бальмонт, отчаявшись, выбросился из окна третьего этажа московской гостиницы, где они с женой и остановились.

К счастью поэт выжил, но, к сожалению, стал инвалидом.

Казалось бы, положение не завидное – хромота, плохо работающая рука, изуродованное лицо. Кроме того, год был проведен на больничной койке.

Конечно, жить супруги вместе не стали.

Встал вопрос о разводе. Однако, еще несколько лет они встречались и эти встречи были настолько серьёзными, что Лариса Михайловна родила Константину Дмитриевичу двоих детей. К сожалению, один ребенок умер в младенчестве, а у второго обнаружилась серьезное нервное заболевание, которое присутствовало в роду у Бальмонтов.

Однако, после этого падения с третьего этажа и произошло чудо.

Озарение, расцвет, поэзия чувств

Расцвет поэтического дара Бальмонта пришелся на этот больничный и послебольничный период его биографии. Именно здесь, на больничной койке и после, в течение нескольких лет, шло его чудесное преображение в великого поэта Серебряного века.

В 1894 году вышел сборник стихов «Под Северным небом», где и было напечатано знаменитое своей скандальностью стихотворение «Челн томления» со словами:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…

Вот с этих слов всё и началось. Сколько же появилось критических статей и живых высказываний на всяческих собраниях в поэтических салонах – несть им числа…

Особенно, набрасывались на последнюю строку: «Чуждый чарам черный челн».

Стихотворение начали ехидно цитировать и разбирать «по косточкам» в ведущих литературных газетах и журналах. Студенты, которые через несколько лет будут рукоплескать поэту, объявили Бальмонта «пустоцветом от поэзии».

Появились вопросы: «А кто это мог написать такую дичь?». «Бальмонт? А кто это Бальмонт? Так давайте же на него посмотрим живьем»…

Так, Константина Дмитриевича, сначала, как оскандалившегося поэта, начали приглашать в те самые салоны, где только что его критиковали. Постепенно, он стал нравиться, особенно его любовная лирика.

Ведь поэзия – это не только грусть, печаль и тоска. Поэзия – это, прежде всего, любовь. А поэту, чтобы писать о любви, просто необходимо и самому встать на этот путь, иначе не будет вдохновения и не будет стихов, либо, стихи будут, но они не будут зажигать души слушателей. Поэту нужна Муза…

Поэзия — это, прежде всего, любовь…

Разве можно представить поэта без Музы, дающей ему тот самый импульс, который в дальнейшем и реализуется через стихи, поэмы и баллады!

Так литературные салоны невольно стали поставщиками Муз для молодого поэта.

О Музах поэта и пойдет дальнейшее повествование.

Будучи ребенком и юношей весьма застенчивым и сдержанным, здесь поэт начал «раскрепощаться».

Нина Петровская
Нина Петровская

По мере движения Бальмонта по литературным салонам, стали образовываться, так называемые, «бальмонтовцы» — почитатели и почитательницы его таланта, соревнующиеся между собой, кто лучше читает и кто больше знает стихов Константина Дмитриевича. Его популярность росла и росла.

И поэт, то ли сознательно, то ли не выдержав испытания «медными трубами», стал вести себя подобно Богу Зевсу на поэтическом Олимпе.

По воспоминаниям известной светской львицы того времени, поэтессы, переводчицы и владелицы поэтического салона Нины Петровской, он сначала признавался в своих чувствах опешившей почитательнице и требовал свидания.

Затем, находясь в приватной обстановке, просил принести коньяк – напиток поэтов-символистов, зашторить окна и непременно встать на колени, чтобы слушать его стихи. В процессе чтения стихов, бутылка опорожнялась до дна, ну а дальше, как пойдет…

Екатерина Андреева

Екатерина Андреева
Екатерина Андреева

Однако, несмотря на обилие Муз, поэт в 1895 году, в Крыму, знакомится со своей будущей второй женой – Екатериной Алексеевной Андреевой – дочерью богатого московского купца, на руку которой, к тому времени, уже имелись два состоятельных претендента. Стоит отметить, что Господь не обделил эту девушку красотой, умом и трудолюбием одновременно.

А Константин Дмитриевич, потеряв голову от чувств, уже мчался за ней в Швейцарию, где юная Катя отдыхала с семьей. Там они уже тайно целуются, не смотря на близкое присутствие матери Екатерины Алексеевны, которая «на дух не переносила» этого молодого выскочку от поэзии и «любопытной лисы, наблюдающей за ними из кустов».

И все же после страстных ухаживаний, подобных штурму неприступной крепости, Екатерина Андреева окончательно сдалась и молодые в 1896 году поженились. Поженились, не смотря на активные протесты тещи и подделанное свидетельство жениха о том, что он никогда не был до этого женат.

После было свадебное путешествие по Европе, где супруги не только отдыхали, но и работали над переводами книг таких мастеров пера, как О. Уайльд, Э. По, К. Гамсун, Г. Ибсен и других. Работа была столь плодотворна и столь оказалась востребована, что по возвращении в Россию была принята в тираж немедленно. Гонорар же за работу был таков, что окупил все затраты на само путешествие и позволил долго еще чете Бальмонтов обходиться без дополнительного заработка.

Елена Цветковская

Елена Цветковская
Елена Цветковская

Екатерина Алексеевна превратила дом в уютное гнездышко. В доме все блестело чистотой, простыни всегда накрахмалены, обеды строго по расписанию. Ну что же еще мог пожелать Константин Дмитриевич, имея такую чудо-жену?

К тому же в 1900 году у них родилась дочь Нина, будущая жена известного художника Льва Бруни, что должно было еще сильнее сблизить супругов.

Однако, востребованность Бальмонта обществом была колоссальной и поэтому счастливая семейная жизнь перемежалась с частыми кутежами – были периоды, когда супруга разыскивала поэта по всей Москве.

А потом снова было творчество – поэзия, проза, переводы.

И вот, в начале века, у поэта снова роман, снова Муза. На этот раз роман с продолжением. Вторая супруга (гражданская) – Елена Константиновна Цветковская — его бывшая поклонница. И в 1907 году у Константина Бальмонта родилась дочка. Дочку назвали Мирра, в честь очень популярной поэтессы того времени и еще одной возлюбленной Бальмонта, Мирры Лохвицкой.

Мирра Лохвицкая

Мирра Лохвицкая
Мирра Лохвицкая

Екатерина Алексеевна Андреева вначале решила оставить поэта, но Бальмонт категорически воспротивился этому, заявив, что без неё он жить не будет.

В подтверждение своих слов вторично бросается из окна. И снова выживает.

После этого жена смирилась и окончательно приняла мужа таким, какой он есть.

Так началась его жизнь на две семьи. Надо сказать, что это длилось аж до 1920 года, пока Константин Бальмонт с Еленой Цветковской и дочкой Миррой не отбыл в свою последнюю эмиграцию из Советской России.

Екатерина Алексеевна осталась на Родине, однако, переписка с Константином Дмитриевичем не прекращалась до 1935 года, когда в преддверье войны было принято решение Советским руководством прекратить все контакты граждан СССР с Западными странами.

Дагмар Шаховская

Дагмар Шаховская
Дагмар Шаховская

Наконец, незадолго до отбытия за границу, зимой 1919 года, Бальмонт знакомится в голодной и холодной Москве с бывшей княгиней Дагмар Шаховской, большой почитательницей его поэтического таланта, и влюбляется в неё.

Ему уже 52 года, а Музе еще 26 лет. Вскоре с Еленой Константиновной и дочерью Миррой он отъезжает за границу. Княгиня следует за ним. Ухитряется вывезти с собор драгоценности, привязав их под вагон поезда, следующего в Финляндию и там благополучно их забрать, а после перейти с группой таких же беженцев в Эстонию через заминированный Финский залив. А оттуда уже лежал путь в Европу.

Затем, они потерялись и нашли друг друга только через год. Наконец, в 1922 году, Дагмар подарит Бальмонту сына Георгия, а через три года дочь Светлану, которая позже сумеет издать целую книгу переписки своих родителей, через которую мы и узнаем очень много интересных подробностей из жизни Великого поэта Серебряного века.

Эмиграция и закат

Могила Бальмонтов в Париже
Могила Бальмонтов в Париже

Следует отметить, что Елена Константиновна оставалась со своим гражданским мужем в самые трудные периоды его жизни до конца.

И хотя в первые годы эмиграции Бальмонт продолжал активно работать и состоять в нескольких сразу эмигрантских сообществах, уже с 1932 года состояние его здоровья начинает ухудшаться. Он попадает в психиатрические лечебницы и в периоды прояснений уже не пишет, хотя продолжает много читать. Особенно ему тогда нравилось читать книги Л.Н.Толстого.

23 декабря 1942 года Константин Дмитриевич Бальмонт заболевает тяжелой формой воспаления легких и умирает на руках Елены Константиновны в больнице приюта для бедных.

Проект памятника Бальмонту в Шуе
Проект памятника Бальмонту на Родине в городе Шуя

Подводя итог жизни Великого поэта, следует отметить, что им выпущено 35 томов стихотворений и 20 томов прозы. И это все без учета огромного количества переводов с самых разных языков планеты. Начиная с языка индейцев Мексики и кончая переводом знаменитого «Витязя в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставелли.

Более того, тогда для общения друг с другом люди вели переписку со многими друзьями, родственниками и единомышленниками одновременно. Следует сказать, что только с княгиней Дагмар Шаховской его переписка насчитывает 858 писем и открыток.

Чтобы глубоко изучить творчество поэта, следует вникнуть не только в сборники стихов и прозы, но и в письма его, поскольку личная жизнь великих людей давно уже перестала быть их собственностью, и вместе с их творчеством тоже стала достоянием народа.

АУДИОФАЙЛ. Рассказывает дочь поэта:

АУДИОФАЙЛ. Стихи:

Автор статьи: Сергей Петров