Человек и лес. Разговор с художником

Человек и лес. Разговор с художником
Человек и лес. Выставка — «Быть частью чего-то большего». Художник — Тимур Мусаев-Каган.

Царство: животные, класс: млекопитающие, отряд: приматы, подотряд: обезьяны, надсемейство: человекоподобные обезьяны, семейство: гоминиды, род: человек, вид: человек разумный.*

Человек разумный (лат. Homo sapiens sapiens) — каждый из нас. Мы. Те, кто мыслит, творит, создает и сострадает. Каждый по-своему, опираясь на свой опыт, на свое воспитание и нравственные принципы.

[Мы, те, кто мыслит, творит, создает и сострадает.]

Вселенская мудрость и вечная тоска по будущему читаются в глазах этого утонченного и спокойного человека. Тимур Мусаев-Каган — современный художник, журналист, писатель, преподаватель РГИСИ, доцент кафедры живописи художественно-графического факультета ДГПУ. Член Союза Художников России, Союза Журналистов России, Ассоциации искусствоведов. За его плечами множество проектов и персональных выставок. Участие в различных биеннале, как в качестве куратора, так и автора. Состоит в одном из старейших художественных объединений «Parazit».

[Вселенская мудрость и вечная тоска в глазах.]

Его узнаваемая художественная парадигма, точность, надрывность, многомерность смыслов и при этом явность и минимализм — создают собственный неповторимый мир. Мир, фундаментом которого стали тома Большой Советской Энциклопедии, всевозможные статистические сборники, атласы, научно-популярные справочные пособия по биологии, антропологии, истории и искусству.

[Точность, надрывность, многомерность смыслов и при этом явность и минимализм.]

Тимур родился в Санкт-Петербурге в творческой семье. Учился в художественном училище им. Джемала. Окончил художественно-графический факультет ДГПУ. Отучился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию по символике древних культовых художественных артефактов горного Дагестана. Работал журналистом в разных периодических изданиях. Писал прозу, публицистику; публиковался в газетах, журналах, сборниках. Преподавал в некоторых художественных вузах Махачкалы. Жил и работал в Таллинне. Сегодня живет и работает в Санкт-Петербурге.

Но из прошлого вернемся в настоящее, а именно к выставке «Быть частью чего-то большего» в библиотеке им. Д.С. Лихачева (Санкт-Петербург). Накануне открытия удалось задать несколько вопросов автору.

[Автор о выставке «Быть частью чего-то большего».]

Человек и лес. Разговор с художникомЮ.М.: Тимур, скажите, почему местом для выставки вы выбираете, и уже не впервые, не галерею, в которых вы так часто выставляетесь, а витрину простой районной библиотеки?

Т.М-К.: Потому что меня привлекает обращенность выставочной площадки к зрителю, к читателю, к жителю данной местности.

Ю.М.: Кстати, о местности. Выборгский район. И библиотека им. Д.С. Лихачева, и парк «Сосновка» располагаются в нем. Что связывает вас с этим местом?

Т.М.-К.: Выборгский район — удивительное место. Сочетает в себе все, что мне импонирует в урбанистическом пейзаже города. Многочисленные парки делают район зеленым. Научные институты и технические учебные заведения наполняют район интеллигентными, начитанными людьми. Так же чувствуется, что район, будто не подвергся капиталистическим изменениям. Особенно это очевидно по названиям улиц. Чего только стоят улицы Жака Дюкло, Орбели и проспект Тореза. Все насквозь пропитано социалистическим гуманизмом, который так мне близок.

Ю.М.: Гуманистические идеи, любовь к природе и Выборгскому району легли в основу вашей выставки «Быть частью чего-то большего»? Расскажите подробнее.

Т.М.-К.: Идея выставки о лесе зрела давно и готовилась довольно долго. В экспозиции представлены работы, созданные за несколько лет. В разные периоды жизни. И каким бы я не был, что и где я ни делал, меня всегда влекло в лес.

И внезапно лес стал местом моего паломничества, будто к святыне, чья сущность рассеяна в тесном пространстве меж деревьев.

Лес стал поглощать меня и вытеснять: я почувствовал, что он берет меня и пытается растворить в древесном соке, во влаге топкой почвы. И я не хотел этому сопротивляться. Лес словно хотел помочь мне избавиться от груза личности, и сделать меня другим, частью себя.

Человек и лес. Разговор с художником

[Каков я перед этим «бóльшим»?]

Я хотел одновременно уйти и остаться, — лес не помогал решить эту дилемму. И если я есть, то, каково мое право, чтобы быть — каков я? Каков я перед этим бóльшим? Лес помогал мне почувствовать себя деревом, представить себя травой, столбом косого осеннего света, ощутить себя тропинкой, ведущей к выходу, и я старался быть покорным ему. Он всякий раз дарил мне надежду на превращение и трансформацию.

М.Ю.: Среди работ есть автопортреты. Какова их роль в выставке?

М.К.Т.: Роль автопортретов также важна, как и роль пейзажей. В них я противопоставляю себя с этим «большим». Каждый автопортрет — это вопрос самому себе, такая попытка понять, что я тоже «не тварь дрожащая…» (смеется). И что даже перед лицом чего-то большего, как лес, как природа, я тоже велик и значим, равновелик!

Итак, витрину библиотеки постепенно наполнил лес. Лес, как экологическая система, биоценоз, в котором главной жизненной формой являются деревья. Лес, как таинственный мир, в котором можно навсегда заблудиться или обрести себя. Ответить на сложные вопросы, раствориться среди сосен, кленов и осин. Быть всего лишь частью чего-то большего, но все равно быть.

[Витрину наполнил лес.]

Строгая и лаконичная графика. Карандаш, бумага, сосна — дерево.
_____________
*Примечание автора. Биологическая классификация человека дана в сокращении.

Автор статьи: Юлия Мозговая
Фотограф: Юрий Таллин

Человек и лес. Разговор с художником

Человек и лес

Человек и лес. Разговор с художником

Человек и лес. Разговор с художником

Человек и лес. Разговор с художником

Человек и лес. Разговор с художником

Человек и лес. Разговор с художником