Психология: Отказ ребёнка от рисования. Причины и методы решения

Психология. Отказ ребёнка от рисования. Причины и методы решения
Психология утверждает, что рисование — первое созидательное действие в жизни человека. Ещё не умея говорить, ходить, до конца понимать окружающий мир, ребёнок уже может транслировать посредством каракуль на бумаге свои эмоции, переживания, чувства.

Рисование развивает мелкую моторику, — важнейший элемент формирования психофизиологии. Рисуя, ребёнок учится мыслить, анализировать, упорядочивать, искать альтернативы. Оно развивает креативность мышления, прививает тягу к познанию мира, воспитывает чувство прекрасного.

Кроме того, детские рисунки — это бесценный материал для психологического анализа. Взрослые могут с лёгкостью «читать» в рисунках настроения и проблемы ребёнка, о которых он может молчать.

Большинство детей охотно и с радостью берётся за рисование, независимо от степени одарённости в этом деле. Однако, иногда родители, воспитатели или учителя могут сталкиваться с отказом ребёнка рисовать. И, хоть это и не повод для паники, такое явление нельзя игнорировать.

Детская психология. Причины отказа детей от рисования

1. Комплексы

В тот момент, когда ребёнок только начинает познавать, что такое критика, он может столкнуться с целым рядом травмирующих факторов. Превратно истолковав какое-либо замечание, придирку, грубость, несправедливую или не конструктивную критику, ребёнок легко может замкнуться. Ранимо и гипер-чувствительно реагируя за перспективу не соответствовать чужим ожиданиям, ребёнок может предпочесть и вовсе не творить. Такое поведение с большой вероятностью может отложиться в подсознании, и вылиться в будущем в комплексы, мешающие всю жизнь. Люди, отказавшиеся в детстве от рисования по причине страха критики, во взрослом возрасте могут быть склонными убегать от проблем, зависеть от чужого мнения, зарывать свои таланты.

Как увлечь?

В первую очередь необходима похвала. При этом важно не скатиться до вранья, а находить положительные элементы даже в откровенно неудачных рисунках. Нельзя хвалить за плохое, нужно подмечать хорошее, при этом давая советы по усовершенствованию рисунка: «Какой удачный цвет ты выбрал! Точь-в-точь, как настоящее солнышко! А ты знаешь, что если лучики делать более прямыми, то оно выйдет ещё лучше. Вот, погляди.»

Важно объяснить ребёнку, что такое критика и зачем нужны замечания. Он должен понять, что ошибки — это нормально, они бывают у всех и на ошибках нужно учиться. Что в замечаниях нет ничего обидного, что они чаще всего делаются ради его блага, и он должен их использовать. Что существуют разные мнения и вкусы. Что то, что он рисует, имеет ценность.

2. Технический склад ума

Как правило, чем более ребёнок склонен к гуманитарным наукам, тем с большим увлечением он рисует. В редких случаях большое превалирование технического мышления над гуманитарным снижает интерес ребёнка к рисованию. Маленький инженер с большей готовностью разберёт что-нибудь на части, проведёт опыт, сломает какую-то вещь «в научных целях».

Как увлечь?

«Юные Кулибины» не меньше остальных детей нуждаются в рисовании для полноценного развития. Оно тренирует правое полушарие, ответственное за гуманитарные науки, творчество и креатив.

Ребёнка с техническим складом ума важно заинтересовать рисованием, показав его рациональность. Можно предложить рисовать с ним всевозможные схемы, планы, составляющие части целого, изображать различные стадии состояний чего-либо, иллюстрировать классификации. Важно привносить в рисунки долю личных эмоций, вплетать истории, анализировать и визуально обозначать характеры персонажей и явлений. Так ребёнок очень быстро увлечётся рисованием.

3. Гиперактивность

Рисование требует усидчивости. Для части детей это практически невыполнимая задача. Психология процессов такова, что гиперактивные дети не могут подолгу фокусироваться на каком-то одном занятии. Им бывает по-настоящему тяжело усидеть на месте, выполняя монотонные действия. Кроме того, они очень часто сталкиваются с непониманием и обвинениями, и поэтому нередко склонны капризничать и плохо себя вести.

Как увлечь?

Не нужно заставлять ребёнка рисовать, когда он хочет побегать. Дайте ему возможность выплеснуть свою активность, а уже потом предложите рисование. При этом важно уделить внимание самому процессу (гиперактивные дети часто заинтересованы лишь в результате). Превратите рисование в игру, устройте соревнование «Кто нарисует лучше» или создайте совместное полотно.

Таким, образом, избавившись от невозможности или нежелания рисовать, дети одновременно смогут решить в себе и ряд других, зачастую куда более важных, проблем. А взрослые, вовлекая ребёнка в рисование, также смогут многому научиться, в свою очередь преодолевая собственные психологические барьеры.

Автор статьи: Анна Абрамочкина


Творческая Студия «Развиваемся вместе» — мы учим рисовать!

Возраст учащихся — от 6 до 100 лет. Уровень подготовки учащихся — любой.
Ждем всех желающих!

Дополнительно! Предлагаем занятия с профессиональными арт-терапевтами.

Изостудия для всех