Любая выставка или экспозиция — это попытка создать маленькую альтернативную реальность внутри нашей привычной реальности. И, попадая на ту или иную выставку, мы можем приходить в восторг или ужас, испытывать удовольствие или отвращение, быть тронутыми до глубины души или оставаться безразличными. При этом важно понимать, что эффект, производимый выставкой — это результат диалога, а не просто реакция на монолог.
Так, то, что одного зрителя разочарует, другому понравится. И в первую очередь это зависит от зрителя, от того, насколько он подготовлен к определённому искусству, насколько настроен воспринимать.
Экспозиция — это диалог
Порой это зависит не столько от уровня эрудированности зрителя и его эстетического вкуса, сколько от настроения и готовности одобрять увиденное.
Поэтому, как бы странно это ни звучало, но вы можете насладиться любой выставкой, если у вас будет такая цель. Пользуясь всего несколькими советами, вы никогда не будете разочарованы и огорчены напрасно потраченными деньгами и временем. Каждая экспозиция сможет удивить и вдохновить вас.
1. Вникайте
Вместо того, чтобы сразу махнуть рукой на непонравившуюся на первый взгляд работу, пытайтесь разобраться в увиденном.
На картине лишь пара бесформенных пятен? Обратите внимание, какое в ней удивительное, гармоничное сочетание цветов и фактуры! Классическое полотно кажется скучным и приевшимся? Взгляните на него под новым углом. Сколько ярких, неординарных эмоций передано в лицах персонажей!
2. Уделяйте время
Даже если работа кажется простой и примитивной, она достойна быть подробно рассмотренной. Случается так, что самые простые и лаконичные вещи содержат в себе на удивление приятную глазу гармонию, которая раскрывается только после нескольких минут, проведённых зрителем около экспоната.
3. Ведите внутренний диалог с воображаемым автором
Если у вас есть претензии к картине, сформулируйте их чётко в виде вопросов. Затем представьте себе, что мог бы ответить на них сам автор. Например, на вопрос «Почему картина, изображающая милых детей, такая мрачная и тёмная?» можно предположить, что автор ответил бы: «Потому что я хотел передать уязвимость нежной и открытой детской души перед враждебными проявлениями окружающего мира». Или на вопрос «Почему на картине ничего нет, кроме какого-то мутного тумана?» автор мог бы ответить: «Я хотел изобразить пустоту и тишину». Конечно, далеко не факт, что такие воображаемые ответы будут соответствовать настоящему мнению авторов. Но, по крайней мере, ставя себя на место художников, вы сможете отыскать отклик на их искусство в собственной душе.
Ну, и самое главное — всегда идите на выставку с удовольствием. Ведь для того, чтобы восхищаться и любоваться, открывая для себя новые грани искусства, порой достаточно только лишь хорошего настроения.
Автор статьи: Анна Абрамочкина