Александр Блок, ярчайший представитель Серебряного века, был неразрывно связан с Санкт-Петербургом. Он родился и вырос в этом городе, впитал в себя его атмосферу буквально с молоком матери, тонко чувствовал настроения тогдашней столицы, умел подмечать незаметные на первый взгляд нюансы и предугадывать перемены. Судьбы города и поэта переплетались.
Блок остро реагировал на каждый переломный момент в жизни Санкт-Петербурга, и его творчество постоянно менялось в соответствии с окружающей атмосферой и общественными волнениями. Многие стихи Блока о Петербурге считаются настоящими пророчествами. Они подчас тревожны, полны то любви, то неприязни к родному городу на Неве. Александр Блок обожал, ненавидел, даже боялся Петербурга, но никогда не был к нему равнодушен.
Город спит, окутан мглою,
Чуть мерцают фонари…
Там, далёко за Невою,
Вижу отблески зари.
В этом дальнем отраженьи,
В этих отблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня…
23 августа 1899
Многие произведения Блока имеют отсылки к реально существующим местам в Петербурге, где поэт проводил время, гулял, черпал вдохновение. К примеру, существует мнение, что его знаменитое стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанное в 1912 году, посвящено так называемой «аптеке самоубийц», находящейся по адресу Набережная Адмирала Лазарева, дом №44. Это строение располагалось на углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки, неподалёку от моста, ведущего на Крестовский остров.
В то время этот уголок города был местом довольно пустынным и безлюдным, лишённым охраны городовых. Это было идеальным местом для самоубийств. Нередко те, кто решил свести счёты с жизнью, приходили за смертью именно на этот мост.
До революции жертвам несчастных случаев было принято оказывать первую помощь в аптеках. Поэтому в ту самую захолустную аптеку, мрачную и жутковатую на вид, частенько попадали неудачливые суицидники после своих злоключений. Александр Блок, любивший подолгу прогуливаться по Петроградской стороне, нередко видел эту зловещую ночную картину: тускло горящие огоньки «аптеки самоубийц», керосиновый фонарь, отражающийся в воде, «ледяная рябь канала» и мистическая атмосфера невозможности перехода от жизни к смерти.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века
— Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
10 октября 1912
Это стихотворение, неоднозначное и тревожное, положило начало новому этапу в творчестве Александра Блока. С него начинается отречение поэта от эфемерного символизма ради перехода к безжалостно живым, сокрушительно конкретным, фатальным образам. Блок, избегая иллюзорных метафор, обрушивает в этом стихе на читателя всю мощь реальной, настоящей, жизненной безысходности, пронизанной до жути привычными бытовыми вещами и явлениями. В нём тема смерти переосмысливается, приобретает новое прочтение, уходит от христианских догм. Слова «умрешь, начнешь опять сначала», а также закольцовывание первой и последней строчки создают ощущение замкнутого круга, некоего Лимба, безвыходности бытия.
В наши дни в Петербурге уже нет той зловещей аптеки, однако короткий стих Александра Блока всякий раз навевает философские мысли, заставляет задуматься над смыслом жизни и попытаться взглянуть на мир по-новому.
Автор статьи: Анна Абрамочкина
Творческая Студия «Развиваемся вместе» — мы учим рисовать!
Возраст учащихся — от 4 до 100 лет. Уровень подготовки учащихся — любой.
Ждем всех желающих! Телефон для справок: 8-960-240-14-47