Алпатова Светлана — «Прасковья»

Прасковья

Сегодня мне хочется рассказать об одном из героев — тружеников тыла, моей бабушке, Прасковье Павловне.

Будучи пяти лет от роду, Парашка, со своим старшим братом Ваней, оказалась в детском доме. Последние недели перед этим, жизнь ее состояла из бесконечных попыток добыть съестное. Холодная хата, в которой из целой семьи, в живых остались только брат с сестренкой, была темной и сырой. Уже обессиленными от холода и голода дети попали в детский дом.

Вскоре, старший брат Ваня умер и Параша осталась совсем одна. Не смотря на лишения, она росла бойкой, смелой и ответственной. Рано выучилась трудиться, рано повзрослела. Подростком, со всеми одноклассниками, Прасковья попала на военный завод Нижнего Тагила.

Сироты работали на токарных станках. Делали снаряды для фронта. Вытачивая тысячи болванок, Параша не грустила. Ей нравилась работа токаря. На заводе и паек был солиднее, и время проходило быстро. Другой жизни девушка не знала. Ранний подъем, чай из еловых иголочек – против цинги и для сугрева, скудный завтрак, и за работу. Но, даже в старости, Бабушка Паня вспоминала то чувство счастья, которое приходило к ней во время работы. Она передавала свои ощущения так:

— Знаешь, внучка, я, когда детали вытачивала, в такое состояние входила, как часики. Деталь вытачиваю, стружка летит, все размерено, каждое движение наперед знаешь, а во рту, — аж сладко становится!

Все для фронта, все для победы! – так звучал лозунг времен Великой Отечественной Войны.

И это был не просто лозунг, а глубокое убеждение миллионов людей, сражавшихся за нашу победу на своем рабочем месте.

В цехах было холодно. Для того, чтобы не застудить ноги, ребята передвигались по цеху, и стояли у станков в специальных колодочках. На каждую ногу, прямо поверх обуви, одевался ящичек из дерева. Внизу, к ящичку, наподобие каблуков, были прибиты два бруска. Передвигаться в таких приспособлениях было тяжело, но здоровье берегли, как могли.

На ночь из цеха часто никуда не уходили. Ребята укладывались спать в большие ящики, прямо под станками. Один залезал в ящик, сосед задвигал его. Утром помогали друг другу вылезти обратно.

Ребята чуть постарше работали в цеху, где снаряды начиняли порохом. Все ходили рыжие, много кашляли.

После несчастного случая с одним из подростков, детей перевели на более простые работы.

И все же, то время бабушка вспоминала с благодарностью. Она восхищалась находчивости всех тех, кто заботился о сиротах. Ребятам добавляли в рацион кедровые орехи, настои из трав. Работники детского дома разбивали на газонах огороды. Все собранное честно шло на детскую кухню. Раз в неделю была баня. А каждая ласковая рука, обнявшая и погладившая сироту, запоминалась на всю жизнь, как крыло небесного ангела.

Конечно же, сейчас, в описание этой истории могут закрасться неточности. Бабушка уже на небесах. Спросить не у кого. Но один случай, все же, я расскажу, так как он врезался мне в память очень четко.

После работы на заводе Нижнего Тагила бабушка вместе с другими подростками переехала в Москву. Там она продолжила трудовое обучение. Каждый день, возвращаясь после учебы, ребята пешком проходили через большое колхозное поле, на котором росла морковь.

Есть хотелось настолько сильно, что морковь часто становилась объектом охоты подростков. Колхозный сторож лютовал. Но, однажды он подошел к ним, и мирно предложил переговорить. Сторож пригласил подростков работать в колхозе после учебы. Ребята согласились сразу.

Вскоре им была назначена встреча с председателем колхоза. Ребята уже подходили к зданию, где их ждали на беседу, когда мимо проехала бричка с удалым красавцем. Остановившись у входа, он позвал кого-то из старших подойти к себе. Когда ребята поравнялись с бричкой, — они стали очевидцами неожиданной картины.

Из здания выбежал дедок, и, подойдя вплотную к председателю, с прибаутками обхватил его руками, приподнял…

И тут обнаружилось, что у председателя совсем нет ног, по самые бедра! Дедок подхватил председателя на руки и, кряхтя, занес в здание. Ребята молча последовали вперед. А председатель, улыбаясь, с юмором комментировал свое водворение на кресло:

— Сейчас, вот усядусь на трон, и поговорим!

Веселый и неутомимый, он произвел на ребят неизгладимое впечатление. Да и как можно было не уважать героя, летчика, который даже после тяжелейшей травмы, продолжал доблестно служить Отечеству!

Так, после недолгого разговора, мудрый председатель решил в один день сразу две задачи: на колхозном поле перестала пропадать морковь, а голодающие ребята получили значительную прибавку к ежедневному пайку, за счет помощи колхозу в уборке урожая.

Недавно я нашла воспоминания тружеников завода из Нижнего Тагила времен Великой отечественной Войны. Одна из воспитательниц детского сада нижнетагильского завода, которая переправляла осиротевших деток в детдома, горюя о тех страшных временах, задавалась вопросом — остался ли в живых хоть кто-то из сирот, воспитанников детских домов ее родного города? Остался! Еще как остался!

Моя бабушка выжила! Выстояла! Поднялась, как полевая травинка! Создала семью, родила четырех детей, построила три дома. Целину поднимала. Внуков нянчила и до правнуков дожила!

А иначе, не было бы этого рассказа!

Прасковья
Хроники войны. Дети на заводе.

ВНИМАНИЕ! Конкурсная работа! Проголосовать за это произведение можно ► ЗДЕСЬ!!!