Мендерская Галина — «Воспоминания. Горный туризм»

Воспоминания. Горный туризм

Когда живешь долго, то в воспоминаниях жизнь кажется короче, чем она была, потому что многие события уходят из памяти. Остаются только самые значимые приятные или горестные происшествия. Чем больше приятных моментов, тем счастливее была жизнь. К таким приятным воспоминаниям относятся походы по горам Кавказа. В 70-ые – 80-ые годы мы с мужем, сыном и друзьями часто проводили отпуск с рюкзаками и палатками в Приэльбрусье, Сванетии, окрестностях Архыза, Домбая, Теберды. Любовь к горным походам возникла еще в студенческое время.

Первый поход в Приэльбрусье был в 1953 году. Оборудование было очень скудное – продуваемые палатки, байковые одеяла, свитер, штормовка, лыжные брюки. Из обуви у меня были кеды и легкие босоножки. И вот мы забираемся на Эльбрус до Приюта Одиннадцати (4130м.). Канатных дорог не было, весь путь предстояло пройти пешком с полным снаряжением с ночевкой на Ледовой Базе (2500 м.). Там был лагерь от АН СССР, где исследовали влияние высоты на лечение болезней по психиатрии. На снегу поставили палатки, подстилок не было. В нашей палатке 3 девушки. Было так холодно, что мы каждый час перемещались, чтобы каждая могла поспать в центре палатки на более теплом месте. Совсем не выспавшиеся, дрожащие от холода вылезли из палатки, а там мороз, ветер, снег идет. Накинули на себя одеяла, голову обвязали полотенцем, выглядели, как немцы под Сталинградом.

А на Приюте 11 в это время тренировалась наша олимпийская команда лыжников. И им с Ледовой Базы должны были доставить продукты. Для перевозки грузов на большой высоте в Приэльбрусье завезли из Индии двух яков (горные буйволы). И переход на Приют 11 мы совершали вместе с яками и их погонщиками. Шли по леднику (это в кедах – то), старались идти след в след. Дорога была опасная, попадались трещины, занесенные снегом. Так через некоторое время наш товарищ Игорь, немного отклонившись от тропы, попал в трещину. Раздался крик. Глядим, на поверхности ледника голова Игоря. Хорошо, что благодаря рюкзаку его заклинило в трещине. С предосторожностями вытащили перепуганного беднягу.

А затем раздался рев яков. Один из них, полупровалившись в трещину, оказался на боку. Он был загружен ящиками с помидорами, они рассыпались. Он их придавил боком и снег окрасился в красный цвет, как кровь. Погонщики с трудом веревками подняли яка, но как они его ни понукали, вперед он не пошел. Это была самка. Второй як, хоть и не падал, но вперед тоже не пошел из солидарности со своей подругой. Пришлось их вместе погнать назад на Ледовую Базу.

А мы продолжали путь. Метель прошла, выглянуло солнце. Стало теплее. И наконец — Приют 11. Это здание из металлических листов, довольно вместительное. Построено в 30-ых годах для туристов, альпинистов, спортсменов. Там есть спальные места, кухня, газ. Подогрели консервы, вскипятили чай. И сразу нас охватила большая радость и безудержное веселье. Ура, мы это выдержали!!! Как будто выпили вина. Виды с горы были потрясающие. Панорама главного Кавказского хребта, как на ладони.

Обратно идти было значительно легче и быстрее. Спустились к реке Баксан, ночевка была теплая.

Я описала один день похода, а весь поход продолжался 20 дней. Было очень много впечатлений, что дало начало стремлению заниматься горным туризмом. Вел нас тогда сокурсник Илья, с которым мы после окончания института поженились. Привили любовь к походам и сыну Андрею.

Последующие походы были более оснащены оборудованием – удобные палатки, спальники, хорошие рюкзаки, туристские ботинки с толстыми подошвами. Когда мы с 14-ти летним сыном поднимались на Приют 11, то была уже канатная дорога на станцию “Кругозор” (3000 м.), не надо было устраивать ночевку при подъеме на гору, рюкзаки были легкие. Но ветер, снег, пурга – все было, и мальчик, одноклассник Андрея, очень стонал, что у него отмерзают руки.

Маршруты наших походов разрабатывал Илья зимой, составлял карты, собирал дефицитные продукты – консервы, сублимированное мясо, твердокопченую колбасу, сушил черные сухари.

И сейчас вспоминаю эти походы, как сказку. Как хорошо, что это было в моей жизни. Кроме горного туризма мы ходили и в более близкие места – Карелия, Ладога, озеро Селигер, окрестности Луги. Природа везде впечатляет, но все-таки особенно в горах. Когда видишь снежные вершины, дух захватывает от их величия.

Мендерская Галина Ивановна, 85 лет
Иллюстрация автора: «Горный туризм. Приэльбрусье. (Привал в горах с видом на Эльбрус)», бумага, гуашь

Воспоминания. Горный туризм

ВНИМАНИЕ! Конкурсная работа! Проголосовать за это произведение можно ► ЗДЕСЬ!!!