Реклама — двигатель прогресса
Что мы знаем о рекламе? Да, в общем-то, немного. Любой, наверное, скажет: реклама это то, что должно побуждать к приобретению того или иного товара (услуги). Кого-то навязчивая реклама раздражает, кто-то относится к ней вполне терпимо, но вряд ли она воспринимается как некое искусство.
Между тем, реклама имеет свою историю, свои жанры, свои каноны.
Выставка в Российской национальной библиотеке
Рассказать, а главное показать это, призвана выставка под говорящим названием: «Двигатель прогресса: эволюция коммерческой рекламы в России», открывшаяся 22 декабря уходящего 2016 года в зале Корфа Российской национальной библиотеки. Выставка будет работать до 14 февраля 2017 года, но уже сейчас можно сказать, что это событие стало по-настоящему ярким и интересным не только для профессионалов в этой области, но и всех тех, кому интересен этот пласт культуры.
Реклама как искусство
Как отметила на открытии выставки ведущая мероприятия Ольга Кагановская, реклама плотно вошла в нашу жизнь, и мы помним, как первые телемосты между нашей страной и США разбавлялись «их» рекламой, и как наша аудитория смотрела на нее с замиранием сердца. Но потом реклама появилась и у нас, зачастую, сделанная непрофессионально. И она действительно раздражала. Прошли десятилетия и сегодня о некоторых рекламных продуктах можно говорить как о подлинных произведениях искусства.
Ольга Кагановская
Заместитель генерального директора РНБ Елена Тихонова подчеркнула значение рекламы в современной рыночной экономике, а также то обстоятельство, что сегодня реклама и PR представляют собой особую науку и отдельную отрасль.
Елена Тихонова
Куратор выставки Екатерина Мельникова сделала обзор выставки, в том числе редких изданий из фондов Российской национальной библиотеки, многие из которых появились на свет более века назад. Реклама в стихах, сказках, яркие печатные плакаты – подлинные шедевры рекламной мысли и художественного вкуса. Это и рекламная упаковка, открытки, а также издания, рассказывающие о том, как делать рекламу. Оказывается, они существовали уже в XIX веке!
Шедевры винтажной рекламы
Предметом рекламы были и технические достижения того, по выражению Александра Блока, «железного века» – автомобили, велосипеды, лифты, осветительные приборы.
Отдельный раздел посвящен первым промышленным Всероссийским и Всемирным выставкам. Об этом рассказывают альбомы «Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге» 1829 года издания, вышедшая в свет в этом же году «Роспись вещам, выставленным в первую публичную выставку российских изделий в Санкт-Петербурге», «Всероссийская кустарно-промышленная выставка в Таврическом дворце» 1902 года. В числе экспонатов – подносной экземпляр альбома, подаренный Николаю II в честь открытия Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Екатерина Мельникова
Один из разделов рассказывает о самом успешном предпринимателе XIX столетия Генрихе Брокаре и его супруге – первом «маркетологе» в истории рекламы Шарлотте Брокар.
Необходимо отметить, что история отечественной рекламы во многом связана с Петербургом и его основателем Петром Великим.
Печатная реклама берет начало с первой русской газеты «Ведомости» и получает широкое распространение в конце XVIII – XIX веке. Мощным импульсом развития этого вида рекламы стало издание Академией наук «Санкт-Петербургских ведомостей».
Посетители выставки смогли не только познакомиться с историей развития российской рекламы, но и почерпнуть из прошлого свежие идеи, которые вполне применимы в рекламном творчестве и сегодня.
Выставка получила высокую оценку гостей – профессионалов рекламного рынка: доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой рекламы СПбГУ Элеоноры Глинтерник, продюсера проекта «Ночь пожирателей рекламы» в России Наталии Гориной, представителя фестиваля «Каннские львы» в России Даниила Костинского.
Отрадно, что мероприятие привлекло внимание и молодежи – будущих специалистов рекламной сферы. Запомнилось яркое выступление директора Всероссийского конкурса рекламных видеороликов Mediakit, студентки Санкт-Петербургского института кино и телевидения Любови Старковой.
Роль рекламы в современном обществе трудно недооценить. Она является динамично развивающейся сферой бизнеса, став мощным фактором культурной, политической и экономической жизни. Будучи важным связующим звеном между производителем и потребителем, реклама – один из рычагов, стимулирующих процесс производства, совершенствование выпускаемых товаров. В этом своем качестве реклама выступает не только как «двигатель торговли», но и как своего рода «двигатель прогресса».
Автор статьи: Сергей Васильев