СпецШкола и Творчество

СпецШкола и Творчество
Спецшкола №2. Занятие с арт-терапевтами и психологами, сотрудниками Фонда.

Наш Фонд «Развиваемся вместе» давно уже занимается развитием творческого потенциала человека. И последнее время, так получилось, что мы работаем с социально незащищенными слоями населения.

Это прежде всего дети из семей с невысоким достатком и из неполных семей, пенсионеры, одинокие люди различного возраста, протестующие против банки пива и бессмысленного сидения у телевизора, ну и прочие им подобные. Как правило, это абсолютно адекватные люди с ярко выраженным желанием познавать искусство живописи и творить мир своими руками.

Но вот, совсем недавно нас попросили дать уроки живописи ученикам заведения под названием Спецшкола №2, что на ул. Аккуратова, д. 11. Это рядом с метро «Удельная».

Мне сразу вспомнились мои школьные годы, где учителя  нас, чуть что, пугали почему-то «спецшколой». И поэтому поездка туда мне и группе психологов и арт-терапевтов вначале казалась совершением подвига. Да и интересно, к тому же, что же это за дети такие необычные…

СпецШкола и Творчество

Спецшкола №2. Атмосфера заведения и люди.

Мы, переступали порог Спецшколы с легким волнением. Однако, прямо с порога у меня неожиданно возникло чувство уюта и какой-то внутренней гармонии. Почему? Вскоре стало понятно: чья-то невидимая рука сумела сделать это казённое заведение образцом красоты, чистоты и порядка.

Первое, что бросилось в глаза – множество Дипломов, Грамот и Благодарственных писем, которые получала СпецШкола от различных инстанций и частных лиц. Это всё красиво оформлено, почти как в картинной галерее.

Кстати, о картинной галерее. Все коридоры, по которым мы прошли, а также класс, где проводилось наше занятие,  завешаны картинами и поделками ребят — учеников школы, что собственно и навеяло подобное сравнение.  В классах висят портреты наших Великих писателей, поэтов и художников.

СпецШкола и Творчество

Необычайная чистота. Я, как человек, когда-то служивший в армии, заметил, что в данном богоугодном заведении не только вымыты полы, но и везде протёрта пыль. Блеск!

Далее. Очень приятные, отзывчивые и грамотные педагоги.  Это я понял после первых минут общения с ними.

Ну, и, наконец, о детях. Здесь есть о чём поговорить.

СпецШкола и Творчество

Снова возвращаясь в «школьные годы чудесные»,  давайте вспомним уроки анатомии и то, что в нашем мозгу, состоящем из двух полушарий, правое полушарие отвечает за образное, абстрактное восприятие мира, а левое, наоборот, за логическое – научное.

Все поэты, художники, актеры и прочие представители ненаучного подхода к познанию мира и передачи этого познания людям, в чистом виде «правополушарники». Ученые же, математики, представители различных научно-технических школ и направлений – «левополушарники».

СпецШкола и Творчество

Главное открытие, которое я сделал в СпецШколе №2, и заключается в том, что дети, её воспитанники, ярко выраженные «правполушарники», то есть все без исключения склонны к гуманитарным дисциплинам. Стало понятно и почему.

Всё дело в том, что они, подобно любому творческому человеку,  всем своим поведением стремятся выйти за рамки существующего порядка. В педагогике и в медицине это называется девиантным поведением.

Вот, что о нём написано в Википедии:

Девиантное поведение  — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Однако, мы знаем, что каждый выдающийся представитель творческой профессии был в той или иной мере эпатажным человеком и часто, добиваясь признания, обращал на себя внимание нестандартным поведением в обществе, вызывая на себя огонь критики из всех существующих калибров.

Подавляющее большинство представителей искусства, людей богемы отличались именно девиантным поведением. Достаточно почитать о них книги или дневниковые воспоминания современников.

Это, конечно же, ни в коей мере не оправдывает поведение ребят на уроке, которое проявлялось в полулежании на столе или сидении на полу во время занятий, а то и в написании на листе бумаги неприличных или запрещённых символов. Это были формы самовыражения и протеста.

СпецШкола и Творчество

Учитывая, что все ученики, как правило, из неблагополучных семей, этот протест мог появиться вскоре после их рождения, или после ухода матери, или после бесконечных скандалов родителей, часто с рукоприкладством. Какая же детская психика справится с такими стрессами?

Но вот, по результатам рассмотрения рисунков, выполненных ребятами, арт-терапевт и психолог, присутствовавшие на уроке, обратили внимание на возможность трансформации этой неконтролируемой энергии протеста в энергию созидания через творчество.

Что ж, мы готовы проводить с группой ребят, желающих писать картины, занятия на благотворительной основе на базе одной из библиотек Выборгского района Санкт-Петербурга.

И не исключено, что кто-то из этих сложных сегодня подростков, которых воспитывает спецшкола, завтра начнет обеспечивать себя и свою семью, став неплохим  художником или дизайнером.

Автор статьи: Сергей Коцелайнен