Сальвадор Дали и Арам Хачатурян. Аудиенция с саблями

Сальвадор Дали и Арам Хачатурян. Аудиенция с саблями
Сальвадор Дали, знаменитый эксцентрик и великий мистификатор, всегда был известен своими выходками, как никто другой. В отличие от многих других эксцентриков от искусства, его дерзкие поступки не были пьяным дебошем или проявлениями агрессивной бравады. Посредством своих странных выходок и шуток удивительный Сальвадор Дали будто бы привносил в наш мир настоящий сюрреализм. Это было частью его творчества, его личности, его искусства. Нелепые костюмы, неожиданные перформансы, странные спутники, — от Художника можно было ожидать чего угодно.

Одной из самых резонансных шалостей Дали можно считать весьма своеобразную «аудиенцию» с Арамом Хачатуряном, известным советским композитором, подарившим миру знаменитый «Танец с саблями».

Сальвадор Дали и Арам Хачатурян

Как-то раз, на своих весьма успешных гастролях в Испании, Арам Ильич загорелся идеей встретиться с гениальным художником. Хотел поболтать с ним, как знаменитость со знаменитостью, и, возможно, даже получить на память личный автограф.

Надо сказать, Хачатурян был весьма уважаем и всячески обласкан советской властью. Обладатель всевозможных привилегий, орденов и наград. Степенный и дружелюбный человек, везде и всюду принимаемый хлебосольно и радушно. Он, конечно же, не ожидал никакого подвоха от предстоящей аудиенции с Дали.

Арам Ильич с радостью преодолел неблизкий изматывающий путь в несколько пересадок и в назначенный срок, ничего не подозревая, уставший, но воодушевлённый, вошёл в роскошный каменный замок великого художника.

Дворецкий со всеми почестями и церемониями провёл его в парадный зал, не пустив при этом переводчика. «Наверное Гала, жена Дали, русская по происхождению, будет лично всё переводить,» — объяснил для себя эту странность Хачатурян.

Тяжёлая золочённая дверь закрылась и Арам Ильич остался один в компании живого домашнего павлина и роскошно накрытого стола, который ломился от разнообразных напитков и фруктов.

Томясь ожиданием хозяина, уставший и измотанный, он позволил себе налить бокал вина. По истечению четверти часа — ещё один. Потом ещё…

Когда с момента назначения встречи прошло уже не меньше полутора часов, а Дали всё не появлялся, Арам Ильич решил попробовать коньяк. Ощутив уже довольно сильное опьянение, и при этом изнемогая от долгого ожидания, Хачатурян решился наконец выйти из-за стола и узнать, почему Дали так задерживается. Каково же было его удивление, когда оказалось, что дверь заперта!

Просидев в своём роскошном «заточении» ещё около получаса, он вдруг осознал, что уже довольно долго ощущает потребность выйти в уборную по малой нужде. Несчастный композитор вновь подошёл к запертой двери, постучал, подёргал ручку, но тщетно.

Аудиенция с саблями

Ситуация накалялась, а меж тем столь щедрый на напитки хозяин всё не появлялся.

Арам Ильич, уже совершенно растерянный и подавленный, а кроме того и достаточно нетрезвый, не понимая, на что ему ещё рассчитывать, решился-таки на крайние меры.

Он подошёл к антикварной напольной вазе, призывно стоящей в самом центре зала, и от безысходности принялся использовать её как писсуар.

Лишь только принявшись за своё необычное занятие, Хачатурян вдруг подпрыгнул на месте от грянувшей громом музыки. Из множества колонок, спрятанных где-то под потолком, громыхал во всю его «Танец с саблями»! Не успев опомниться, но в мгновение ока протрезвев, Арам Ильич в ужасе увидел, как тяжёлые двери распахнулись. Из них в комнату влетел совершенно голый Сальвадор Дали. Оседлав швабру и размахивая сувенирной золочённой саблей, пуча глаза и высоко подпрыгивая, он пронёсся галопом по залу под громыхающую музыку, дважды оббежал по кругу ошарашенного композитора и скрылся в противоположных дверях зала. Музыка стихла.

Ошарашенный Арам Ильич только и успел, что открыть рот. В полной тишине вновь отворились тяжёлые двери. На пороге стоял навытяжку дворецкий. «Аудиенция окончена!» — торжественно объявил он.

Поговаривают, что по возвращении в гостиницу с той «аудиенции» Хачатурян обнаружил на своей постели великолепный альбом Сальвадора Дали с автографом автора «на вечную память», который он после хранил у себя всю жизнь. Однако, после этой истории композитор наотрез отказывался посещать Испанию, не соглашаясь выезжать на гастроли на родину Дали ни под каким предлогом.

Автор статьи: Анна Абрамочкина